Как заряжать лодочный аккумулятор?
Тяговые аккумуляторы обеспечивают стабильное электропитание лодочных моторов и бортового оборудования. Они отличаются от стартерных аккумуляторов, установленных на автомобилях, тем, что обеспечивают постоянное электропитание на протяжении всего времени работы, а не кратковременную подачу тока для запуска двигателя. В этой статье рассмотрим, как зарядить тяговый лодочный аккумулятор, какие источники питания используются, и как их обслуживать.
Тяговая АКБ и ее особенности
Лодочные тяговые аккумуляторы отличаются от автомобильных стартерных батарей более толстыми внутренними пластинами, что обеспечивает высокий пусковой ток и стабильную отдачу электроэнергии. Они также выдерживают большее количество циклов зарядки-разрядки.
Существует несколько видов лодочных батарей, различающихся по химическому составу и способу изготовления:
- Стандартные кислотные – с жидким электролитом.
- Li-Ion – литиевые, выдерживающие до 3000 циклов зарядки-разрядки, устойчивые к вибрациям и экологически безопасные.
- AGM – с электролитом, пропитанным в стекловолокно, увеличивающим количество доступных циклов разряда.
- GEL – с электролитом, загущенным до состояния геля, одна из самых выносливых разновидностей.
- Литий-железо-фосфатные (LFP или LiFePO4) – весят на 70% меньше кислотных и служат дольше, но требуют специального зарядного устройства.
Зарядка АКБ для лодочного электромотора
Разряжать лодочный аккумулятор на 100% нельзя, так как на плюсовых пластинах будет откладываться кислота в виде солей. Однако неполная разрядка не позволяет полностью использовать его возможности, что требует большей емкости для заданного энергопотребления.
Для зарядки лодочного аккумулятора соблюдайте следующий порядок:
- Для кислотных моделей напряжение должно быть в пределах 13.2-13.8 В.
- Для AGM – 14.4-14.6 В.
- Для GEL – 13.8-14.1 В.
- Силу тока устанавливайте не более 10% от энергоемкости, а лучше – 5-7%.
Режимы зарядки
На лодках с тяговой батареей должно быть зарядное устройство (ЗУ), поддерживающее следующие режимы работы:
- Циклическая эксплуатация – разрядка до 50% и ниже, зарядка устройством типа DC-DC.
- Смешанный режим – глубокий разряд не наступает, зарядка автоматически восполняется высоким током.
- Без подключения к нагрузке – поддерживающая зарядка до 12.9-13.2 В.
Обслуживание и проверка лодочных аккумуляторов
Для продления срока службы аккумулятора необходимо:
- Доливать дистиллированную воду в модели с жидким электролитом.
- Проверять плотность электролита и уровень воды.
- Сохранять поверхность корпуса АКБ в чистоте.
- Периодически чистить клеммы от коррозии.
- Полностью заряжать аккумулятор перед длительным хранением.
- Хранить аккумулятор в прохладном месте.
- Не заряжать до 100% в холодном климате, чтобы избежать замерзания электролита.
Проверка лодочной АКБ включает:
- Замер плотности электролита.
- Замер напряжения холостого хода.
- Использование нагрузочной вилки или тестера проводимости.
- Проверку энергоемкости.
- Отслеживание зарядки-разрядки с помощью счетчика ампер-часов.
Правильная зарядка лодочных батарей
Правильная зарядка лодочных аккумуляторов заключается в подборе подходящего зарядного устройства. Поддержание нормального напряжения обеспечивает длительный срок работы и безопасную эксплуатацию АКБ.