Основы традиционного исполнения батарей сформировались уже в начале 20-го века и постепенно трансформировались до современного состояния по мере появления новых конструкционных материалов, но их эксплуатационные недостатки при этом сохранились.
В России АКБ традиционного исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, так и в моноблоках с общей крышкой. Первые герметизируют битумной мастикой, вторые - контактно-тепловой сваркой.
Аккумуляторные батареи с отдельными крышками (рис.1) собирают в одном многоячеечном корпусе - моноблоке 2, выполненном из эбонита или другой кислотостойкой пластмассы, разделенном перегородками 16 на отдельные камеры-ячейки (банки), по числу аккумуляторов в батарее. В каждую из ячеек помещен блок, состоящий из чередующихся положительных 5 и отрицательных 3 электродов, разделенных сепараторами 4. Он представляет собой отдельный аккумулятор напряжением 2 В. Пространство между дном моноблока и верхними кромками фиксирующих электроды опорных призм 1 служит для накапливания шлама-осадка, образующегося в процессе эксплуатации вследствие оплывания частиц активной массы положительных электродов. Когда объем шламового пространства заполняется, происходит замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор теряет работоспособность.
Рисунок 1. Аккумуляторная батарея с отдельными крышками
Электроды состоят из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции - решетку. Сепараторы разделяют участвующие в электрохимических превращениях реагенты и обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому. Сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы, выполнена ребристой.
Борн 8, привариваемый к мостику 6, параллельно соединяющему в блоке электроды одной полярности (положительные или отрицательные), служит наружным токоотводом аккумулятора.
В верхней части электродного блока ставят щиток 7, предохраняющий верхние кромки сепараторов 4 от повреждений при замерах уровня и плотности электролита.
Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной пластмассовой или эбонитовой крышкой 15. В ней выполняют по два отверстия с втулками для выводных борнов электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и периодического обслуживания аккумулятора в процессе эксплуатации. После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена 11, имеющей небольшое вентиляционное отверстие 13 для выхода газов, образуемых при разрядно-зарядных процессах.
Для сохранения герметичности внутренней полости каждой "банки" новой сухозаряженной батареи до ее приведения в рабочее состояние (заливки электролита) в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Для обеспечения нормальной эксплуатации этот прилив, после заливки электролита в батарею, необходимо срезать.
Для последовательного соединения аккумуляторов в батарею борн 8 одного аккумулятора, приваренный к мостику 6 положительных электродов соединяют перемычкой 12с борном соседнего аккумулятора, приваренным к мостику отрицательных электродов, и так далее.
К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи приваривают полюсные выводы 9 и 14, служащие для соединения батареи с внешней электрической цепью. Положительный 9 и отрицательный 14 выводы имеют разный диаметр для исключения возможности переполюсовки при подключении АКБ к бортовой электрической сети автомобиля.
Благодаря специфическим свойствам термопластичной пластмассы появились аккумуляторные батареи с общей крышкой в моноблоке из сополимера пропилена с этиленом, устройство которых показано на рис. 2.
В моноблоке 1 установлены электродные блоки, состоящие из разноименных электродов 2 и 3, разделенных сепараторами 4. Эти блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений 6 через отверстия в перегородках 5 моноблока. Крышка 7 сделана единой на все шесть аккумуляторов батареи. Свойства термопластичной пластмассы позволили применить для герметизации АКБ с общей крышкой метод контактно-тепловой сварки, обеспечивающий сохранение герметичности как по периметру АКБ, так и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от -50С до 70С).
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.